На равных условиях
Тема агрострахования сейчас находится в центре внимания органов власти всех уровней, страховщиков и аграриев. До 10 сентября этого года должны быть внесены предложения о создании единого объединения страховщиков, которые занимаются сельхозстрахованием с государственной поддержкой.
Такое поручение дал Дмитрий Медведев ряду министерств и заинтересованным ведомствам. Главная задача, которая сегодня стоит перед Минсельхозом и страховщиками, заключается в создании единого поля стандартов и норм с тем, чтобы страхование было одинаково доступно всем аграриям.
По данным, приведенным на совещании правительства, по состоянию на 1 июня этого года 70% застрахованных площадей приходилось на компании, входящие в Национальный союз агростраховщиков (НСА). НСА, созданный в 2007 году, объединяет 27 компаний разного уровня: от лидеров рынка до региональных и средних компаний, составляющих две трети союза. В 2012 году, в первый год действия нового закона о сельхозстраховании с господдержкой №260-ФЗ, число хозяйств, ставших клиентами страховщиков из НСА, увеличилось на 78% по сравнению с 2011 годом. Всего по состоянию на 1 июля 2013 года в компаниях НСА было застраховано более 5 млн га.
Каков будет охват площадей страхованием в этом году, в целом сказать пока сложно. Впереди сев озимых, из которых осенью 2012 года было застраховано 28%. Понижающее влияние на динамику рынка оказывает такой фактор, как некоторое сокращение доли серых схем, – она уменьшается благодаря вниманию контрольных органов к проблеме. Также в 2013 году подверглись санкциям страхового надзора три компании, не входившие в НСА, на которые в 2012 году в общей сложности приходилось 20% рынка агрострахования с господдержкой («Росагрострах», «СК ПБ» и «Русский страховой альянс-Русиншур»). В прошлом году эти компании получили средства бюджетной субсидии на агрострахование на сумму почти 900 млн рублей.
Задача органов власти и страхового сообщества – в принципе не допускать ситуации, когда одни временщики сменяют других. Для этого, в том числе, и нужно единое объединение.
Необходимость единства связана еще с тем, что региональные подходы к агрострахованию с господдержкой оказались неоднородными. Фактически сегодня мы не можем говорить о равных условиях доступа аграриев к господдержке на территории всей России. К этому выводу союз пришел, изучая причины неравномерного перечисления субсидий на агрострахование в различных субъектах РФ. Оказалось, что в одних регионах к пакету документов на субсидирование требуется одна дополнительная справка, в других (например, в Волгоградской области) – 11, причем всего специалисты насчитали 34 разнообразных варианта этих справок. Иногда пакет документов доходит до 250 страниц.
НСА выступает за унификацию требований – дополнительные барьеры не способствуют росту популярности агрострахования, равно как и то, что средства порой поступают с серьезной задержкой. Хотя часто приходится говорить о финансовых трудностях крестьян, именно аграрии смогли к 1 июля этого года перечислить в совокупности 73% своей доли взноса страховым компаниям. В свою очередь, органы АПК пока профинансировали свое участие только на 0,8%. Годом ранее это соотношение было лучше – 83 и 18% соответственно. При этом в середине июля 2013 года региональные органы АПК еще были должны страховщикам НСА по договорам прошлого года более 190 млн рублей. Все это свидетельствует о том, что участие в агростраховании с господдержкой требует от добросовестных страховщиков серьезных запасов финансовой устойчивости: они фактически обслуживают государство в рассрочку, рискуя получить предписание надзорных органов.
В последнее время ряд субъектов РФ несколько раз выходили с предложениями по изменению закона №260-ФЗ. В частности, много вопросов вызывает 30-процентный порог гибели урожая для признания случая страховым.
Мы выступаем за то, чтобы изменения вносились, но только после учета мнений всех участников системы: аграриев, страховщиков и государства. В частности, следует иметь в виду, что 30-процентный порог относится к типовым требованиям ВТО к господдержке страхования. Изменения закона также должны быть основаны на точном научном расчете. Например, существует расхожий миф, что система позволяет страховщикам не платить. Если мы посмотрим на прохождение договоров страхования яровых в 2012 году, то аграрии заявили страховщикам убытки на 1,8 млрд рублей. Из этих 1,8 млрд признаны страховыми и оплачены 1,4 млрд рублей, то есть почти 80% убытков.
Чтобы число поводов для взаимного недопонимания страховщиков и аграриев сократилось, необходимы совместные методологические наработки, часть из которых наш союз уже реализовал.
Работа над выстраиванием единого механизма агрострахования выявила также проблему применения в РФ современных технологий в работе с климатическими рисками. В то время как на Западе в агростраховании используются современные спутниковые системы, у нас отмечается нехватка метеостанций, которые должны регистрировать природные бедствия. НСА уже достиг взаимопонимания по этому вопросу с Росгидрометом, и, что особенно радует, вопрос о восстановлении сети метеостанций начали поднимать также и региональные власти.
Во всех странах, где существует развитое агрострахование – по данным Всемирного банка, в 2008 году оно было введено в 104 странах – агрострахование выполняет роль не просто механизма финансовой компенсации при убытках, но и системы, дополнительно централизующей работу с рисками, которые угрожают устойчивости сельского хозяйства. По мере того как эта система достигает зрелости, аккумулируя данные и адаптируясь к потребностям аграриев, растет проникновение страхования. Так, США прошли этот путь – от 11% до 85% застрахованных посевных площадей за 26 лет – с 1981 по 2007 годы. У нас есть шансы решить эту задачу быстрее.
Источник: Российская бизнес-газета, №31, 13.08.13
Автор: Корней Биждов, президент Национального союза агростраховщиков
< Предыдущая | Следующая > |
---|