Детектор лжи определит мошенников. Полиграфы с этого года начнут применять страховщики. Данные голосового анализатора планирует использовать чешский филиал международной страховой компании Allianz. Российские коллеги не могут по закону проводить клиентов через полиграф. При этом детектор лжи активно применяется на собеседованиях. Подробности – у Аэлиты Курмуковой.

«Чем больше я знаю о своих людях, тем меньше теряю денег», – говорил Генри Форд. Детектор лжи используют десять российских компаний. Работодатели надеются, что с помощью полиграфа они смогут найти честного сотрудника и узнать больше, чем написано в резюме. По данным портала Superjob.ru, чаще всего – а именно 7% компаний – используют детектор лжи при подборе специалистов, связанных с финансами. 3% работодателей применяют эти устройства при подборе всех специалистов. Закон не запрещает использование полиграфа. При этом соискатель может отказаться от тестирования, однако это может стоить вакантной должности, сообщил президент компании HeadHunter Юрий Вировец.

«Со стороны соискателей это обычно возражений не вызывает, за редким исключением. В основном это используется во всякого рода финансовых учреждениях, торговле. Детектор лжи используется для тех должностей, которые подразумевают достаточно высокий уровень ответственности и самостоятельности, грубо говоря, для того, чтобы проверить, воровал человек на предыдущем месте работы или нет. Понятно, что детектор лжи – это не стопроцентная методика, но даже если есть подозрение, что человек в прошлом мог быть замешан в нечистоплотности, конечно, компания его не захочет брать на работу», – пояснил он.

Всплеск применения полиграфов работодателями в Москве пришелся на 2009 год. Тогда число корпоративных клиентов, которые хотели просеять сотрудников через детектор лжи, выросло на 15%. При этом на рынке появились дилетанты. Так что проблема не только в том, говорит человек правду или лжет. Но еще и в самих полиграфологах, сообщил глава Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.

«У нас пока специалисты по детекторам лжи в массе своей очень слабые. Если полиграфолог хороший – обмануть нельзя. Способы простые – от стакана водки или рюмки коньяка, но спиртное дает запах, и уже человеку не верят. А если выпить стакан валерьяны, какие-нибудь транквилизаторы, можно сгладить показатели», – рассказал он.

Однако анализ крови может показать, что применял перед тестированием клиент. И такой метод используют только правоохранительные органы. Чтобы обмануть детектор лжи, можно потренироваться на приборе БОС – биологической обратной связи. Он активно используется в психотерапии и работает по принципу полиграфа. Результаты также зависят от расшифровки данных.

Вопрос детектора лжи в России законодательно не урегулирован. Даже российские суды не учитывают данные при вынесении приговора. При этом в 2012 году почти 11 тыс. человек прошли проверку на полиграфах, говорится в отчете Следственного комитета. Однако сколько из них по собственному желанию или принуждению, не сообщатся. А вот данные при тестировании якобы помогли раскрыть 230 дел. Российские компании проверяют на полиграфах соискателей, западные – клиентов. Чешский филиал международной страховой компании Allianz заявил, что будет использовать данные голосового анализатора уже с этого года. С помощью детектора лжи компания планирует выявить клиентов-мошенников. Российским страховщикам применять такую практику не позволяет закон, сообщил вице-президент страховой компании «Ингосстрах» Илья Соломатин.

«Полиграф является специальным инструментом, который может применяться только при согласии гражданина при следственных действиях. Использование детектора, как вы знаете, не всегда приводит к стопроцентным результатам. Не всегда ответ, который хочет услышать страховщик, соответствует действительности. Я не думаю, что это войдет в серьезную распространенную практику», – рассуждает он.

Между тем, с помощью детекторов лжи планировали проверять столичных чиновников. С такой инициативой в 2011 году выступил мэр Собянин, который хотел провести проверку деятельности тендерного комитета Москвы и ужесточить контроль за системой закупок. На полиграфе планировали проверить сотрудников департамента по конкурентной политике и членов конкурсных комиссий. Речь шла о добровольном тестировании. Обязательное запрещено законом. Так что желающих, видимо, не нашлось. По крайней мере, результатов тестирования в официальных источниках не было.

Источник: Коммерсантъ FM, 20.01.14

Автор: Курмукова А.