|
Договор страшнее засухи
В 2012 году в Челябинской области страховые полисы оформили 32 хозяйства, застраховавшие 165,9 тысячи гектаров – 8,5 процента общей посевной площади в регионе. В 2013 году площадь застрахованных посевов выросла почти вдвое и достигла 296,6 тысячи гектаров. Однако в текущем году, по оценке специалистов, увеличения площади застрахованных угодий не предвидится. Почему рынок агрострахования в регионе не развивается, разбирался корреспондент «РГ».
Дождик по справке
Руководитель крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) из Троицкого района Владимир Силин в течение трех лет исправно страховал посевы, а теперь обходит страховые компании стороной. После продолжительной засухи в 2010 году вместо дружных всходов на его участке так и осталось чистое поле, и фермер поспешил обратиться в известную компанию, с которой был заключен договор страхования.
– Осматривать участок площадью
Ближайший к застрахованному участку метеорологический пункт оказался в
– Ко всему, по данным метеослужбы, в Троицке в том месяце проходили небольшие дожди, тогда как у меня на участке их вовсе не было. А как это докажешь? Собственную метеорологическую службу ни одно фермерское хозяйство содержать не сможет, – разводит руками Силин. – В советское время в каждом сельском поселении стояли метеорологические пункты, с которых информация стекалась на специальные станции, где в ежедневном режиме вели мониторинг климатических условий. Сегодня этого нет, что и создает для нас серьезные трудности.
Такая «подножка» на пути к страховым выплатам подкосила многие хозяйства в разных районах области. По словам Владимира Силина, в Троицком районе ни одно КФХ больше не решается заключать договор со страховщиками: боятся повторить неудачный опыт.
– Страхование в том виде, каково оно сейчас, – это розыгрыш для аграриев и явная кормушка для страховых компаний. Необходимо менять систему в корне: сегодня государство выделяет сельхозпроизводителям субсидии в размере 50 процентов от суммы страховки, но эти деньги напрямую идут страховщикам, а крестьяне от них потом выплат не видят. Механизм крайне несовершенный, – убежден фермер.
По словам Владимира Силина, если в законодательство внесут коррективы, которые позволят сделать процесс агрострахования более прозрачным и справедливым, он вновь застрахует свои посевы.
Выплат не дождаться
Даже признав случай страховым, многие компании стараются всеми способами отсрочить выплату. Так, в Агаповском районе, который в прошлом году оказался в числе наиболее сильно пострадавших от засухи и наводнения, страховые компании навязали аграриям «резиновые» графики расчета. Первые выплаты производятся весьма скромными суммами, в то время как сельхозпредприятиям сегодня остро необходимы средства – посевная кампания не за горами.
– Все необходимые документы мы предоставили еще в декабре 2013 года, страховая компания определила общий размер выплат, сформирован график расчета, – рассказывает глава местного КФХ Айдархан Карсакбаев. – В середине марта ждем первые выплаты, график расписан до сентября текущего года. Первый транш должен поступить в размере миллиона рублей, тогда как общая сумма страхового возмещения достигает 15 миллионов (застраховано 10 тысяч гектаров. – Прим. авт.).
Надо сказать, что Айдархан Карсакбаев – один из немногих в Агаповском районе, кому удалось доказать страховой случай. Правда, таковым страховщики посчитали только засуху, а признавать факт наводнения отказываются. В основном же до выплат дело не доходит вообще: страховые компании умело пользуются хитрыми «лазейками» в договорах, которые крестьяне подписывают, не сознавая последствий. По словам фермера из Красноармейского района Валентины Пермяковой, если для крупных сельхозпредприятий, имеющих собственные юридические отделы, страхование – дело понятное и нужное, то для мелкого агробизнеса – это темный лес, верный путь к разорению небольших хозяйств.
Как оживить спрос?
Позиция крестьян понятна. Однако и игроки страхового рынка, даже крупные, в Челябинской области не слишком активны.
– Мы планируем расширять перечень услуг по агрострахованию, однако пока непонятно, будет ли это направление востребовано, ведь к нам за все время работы не поступило ни одного обращения от сельхозпроизводителей, – говорит директор регионального филиала страховой компании Тимофей Титов. – Вот в Краснодарском крае страхование посевов очень развито, пользуется большим спросом, а в нашем регионе особого ажиотажа не наблюдается.
– О формировании рынка агрострахования на Южном Урале можно будет говорить, когда охват страхованием посевных площадей составит не менее 50 процентов. По итогам 2013 года этот показатель – 14,7 процента, – отмечает замминистра сельского хозяйства Челябинской области Валентина Писарева. – В прошлом году на страхование посевов направлено 3,7 миллиона рублей из областного бюджета. В 2014 году сумма будет примерно такой же. Из федеральной казны в 2013 году поступило 46 миллионов рублей. В 2014 году с учетом повышения уровня софинансирования из регионального бюджета с 9 до 23 процентов средства федерального бюджета составят 16 миллионов рублей.
Если объемы госсубсидий сократятся, то от страховки могут отказаться даже те, кто сегодня еще с оптимизмом смотрит на оформление полиса. Впрочем, эксперты считают: важно не столько увеличение размера субсидий, сколько переход на более прозрачную и справедливую систему страхования. Чтобы руководителям хозяйств не приходилось буквально с боем выбивать причитающуюся по праву страховку.
Между тем
По данным Минсельхоза Челябинской области, на 1 февраля 2014 года страховые компании выплатили сельхозпроизводителям области 33,5 миллиона рублей. Эти деньги распределены между 31 хозяйством – в расчете на одно предприятие сумма мизерная.
Источник: Российская газета, 13.03.14
Автор: Мироненкова А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|