Аудиторы забудут о тайне
Минфин вновь вернулся к идее заставить аудиторов «стучать» на своих клиентов в ЦБ. Причем сейчас речь уже идет не только о банках, но и о других финансовых организациях. Зато обмен информацией с регулятором будет двусторонним – не только от аудиторов к ЦБ, но и наоборот. В такой версии инициатива финансового регулятора аудиторам нравится чуть больше, но по-прежнему создает риск утраты доверия со стороны клиентов и полностью не решает проблему фальсификации отчетности.
Вчера Минфин опубликовал на своем сайте законопроект, обязывающий аудиторов взаимодействовать с ЦБ «в целях обеспечения общественных интересов». Круг компаний, чьи аудиторы должны будут отвечать на запросы ЦБ, не ограничен лишь банками и головными структурами банковских групп и холдингов. Новые нормы распространятся и на аудиторов некредитных финансовых организаций, попавших под надзор ЦБ уже в статусе мегарегулятора. Он сможет запрашивать у аудиторов сведения, например, о фактах завышения стоимости активов, несоблюдения обязательных нормативов и т.д. Кроме того, аудиторы должны будут самостоятельно информировать ЦБ о выявлении обстоятельств, которые могут повлиять на достоверность отчетности клиента, извещать регулятора об отказе клиента от проведения обязательного аудита.
Впрочем, и самих аудиторов законопроект наделил правом доступа к информации ЦБ – например о фактах, повлекших вынесение предписаний, о требованиях об осуществлении мер по оздоровлению. «Возможность запрашивать ЦБ будет полезна, например, в тех случаях, когда менеджмент банка отказывается предоставлять информацию о предписаниях от ЦБ, ссылаясь на конфиденциальность этих документов», – отмечает партнер BDO в России Денис Тарадов. «На практике сегодня ЦБ достаточно часто неохотно идет на информационный обмен, в законопроекте же приведены конкретные сроки для ответов на запросы (20 дней. – «Ъ»)», – добавляет вице-президент ФБК Алексей Терехов. Для аудиторов станут прозрачнее многие составляющие мотивированного суждения регулятора по отношению к банку, указывает он.
Идея обязать аудиторов «стучать» в ЦБ о недобросовестных действиях своих клиентов впервые возникла еще в 2007–2008 годах, однако тогда речь о двустороннем сотрудничестве с регуляторами не шла и идея не была поддержана рынком. Сейчас, когда ЦБ находится в статусе мегарегулятора, тема вновь стала актуальной, причем, несмотря на то что аудиторы по-прежнему против, принятие законопроекта более вероятно, считают участники рынка. Весной текущего года совет по аудиторской деятельности, куда входят в том числе и представители рынка, одобрил законопроект о доступе налоговиков к аудиторской тайне. «Отзыв лицензий у банков сейчас идет еженедельно, расходы на страховые выплаты при расчистке рынка достигают рекордных значений, и такая инициатива будет скорее восприниматься обществом как благо», – поясняет гендиректор АКГ «МиП Аудит» Зоя Хайло.
Впрочем, потребители аудиторских услуг к отмене аудиторской тайны отнеслись неоднозначно. «Я не уверен, что правильно иметь полную прозрачность между ЦБ и аудитором, но где именно провести ту тонкую грань, за пределами которой обмен информацией становится излишним, вопрос», – говорит президент Промсвязьбанка Артем Констандян. При этом, по мнению аудиторов, реализация инициативы Минфина необязательно улучшит ситуацию с фальсификацией отчетности финансистами. «Все подводные камни будут прятаться еще лучше», – опасается Зоя Хайло. «Заключения аудиторов по отчетности, пожалуй, могут стать более детальными, – говорит Алексей Терехов. – Но недобросовестные аудиторы и банки все равно смогут найти способы взаимодействия».
Источник: Коммерсантъ, №146, 19.08.14
Авторы: Ковалева Е., Шестопал О.
< Предыдущая | Следующая > |
---|