Ольга Крымова (СОГАЗ): «У спецдепозитариев, не понимающих страховой специфики, нет представления о размере бедствия»
Глава рабочей группы Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по вопросам финансовой и статистической отчетности Ольга Крымова рассказала корреспонденту «Денег» Татьяне Гришиной о трудностях, с которыми страховщики столкнутся с 1 июля, начав работать со спецдепозитариями.
– Готовы ли уже работать по-новому страховщики, спецдепы, регулятор – все, кого касается норма закона «Об организации страхового дела», вступающая в силу 1 июля?
– Готовность сторон, в первую очередь спецдепов и страховщиков, я бы оценила удовлетворительно. Основная проблема с реализацией этой статьи закона заключается в том, что норма не учитывает специфику страховой компании. В итоге родилось большое количество трактовок. Закон требует осуществления ежедневного контроля соответствия структуры активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств. В то же время большое количество страховых показателей ежедневно не рассчитывается. Их в принципе нельзя ежедневно посчитать. Ежеквартально – можно. ЦБ стремится к тому, чтобы это было ежемесячно. Но рассчитывать на ежедневный контроль в полном объеме, на мой взгляд, нельзя.
– А что может делать спецдеп с показателями страховщика на ежедневной основе?
– На ежедневной основе спецдеп может проверять качество активов: соответствуют ли вложения, которые делает страховщик, требованиям ЦБ. Мы каждый день размещаем средства в депозиты, покупаем ценные бумаги. Если портфель страховщика растет, он может осуществлять инвестиционные операции ежедневно. Но требование ежедневного контроля структуры активов – это еще не все проблемы с реализацией данной нормы закона.
По действующему законодательству все активы, принимаемые в покрытие страховых резервов и собственных средств, должны передаваться в спецдеп. А активы, принимаемые в покрытие, – это не только инвестиционный портфель. С ним, кстати, нет никаких проблем. СОГАЗ, к примеру, не первый год работает с инвестиционным портфелем через спецдепозитарий. Но активы еще включают доли перестраховщиков, дебиторскую задолженность, расчетные счета. По сути, норма закона предполагает построение на площадке спецдепозитария бухгалтерского учета по всей страховой компании. Потому что непонятно, как по-другому ежедневно передавать операционные активы в депозитарий. Доля перестраховщиков, например, вообще рассчитывается ежеквартально в зависимости от страховых резервов.
– ЦБ предпринял какие-то действия, чтобы привести эту норму закона в рабочее состояние?
– С его стороны с учетом всех наших комментариев были сделаны максимально возможные в рамках текущего законодательства шаги – были прописаны требования к спецдепу, в том числе согласовано, что инвестиционный портфель передается в спецдепозитарий ежедневно, а все операционные активы – на ежемесячной основе. Все остальное можно изменить, только поменяв букву закона.
– А спецдепозитарии знакомы со спецификой страховщиков?
– Насколько я вижу, детально с особенностями страховых компаний знакомы только два спецдепозитария. У тех, кто не тратил время на то, чтобы понять нашу специфику, нет представления о размерах «бедствия». На спецдепы возложен тяжелый функционал по контролю, и те из них, кто сравнивает страховщиков с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), не учитывают особенности страховой деятельности. Дело в том, что страховая компания в отличие от НПФ не ведет отдельный учет активов в привязке к обязательствам. В момент инвестирования мы не разделяем активы, принимаемые в покрытие резервов и собственных средств, и остальные. Нет такого требования от регулятора. А текущая норма закона заставляет искусственно выделить первую часть. Но это технически сложно сделать. И этот вопрос можно решить, только создав детальный регламент работ со спецдепозитарием. Всем участникам важно корректно прописать регламенты, потому что, если этого не сделать, возникнут нарушения технического характера, которые приведут к уведомлению в ЦБ.
– Это какие?
– Сейчас у многих компаний «падающие» или «статичные» портфели, когда нет активного сбора премий при высоком уровне выплат. Есть планка резервов на начало месяца. И если компания начинает в это время производить большие объемы страховых выплат, активы структурно падают ниже уровня, необходимого для покрытия резервов. Резервы при этом тоже падают, но их пересчитают только через месяц. Ситуация техническая.
– А регулятор в курсе этой проблемы?
– Да, мы обсуждали этот вопрос. Но все упирается в норму закона. Поэтому очень важно, чтобы страховщики предусмотрели возможности обоснования и предоставления информации по техническим нарушениям в рамках регламента взаимодействия со спецдепами. Если на такой конструкции не остановиться, то, боюсь, в итоге весь страховой рынок войдет в постоянную переписку с Банком России, объясняя эти ситуации. И все в этой переписке утонут.
– А как оцениваются затраты страховщиков на обслуживание в спецдепах и на техподготовку к нему?
– Норма закона была опубликована в 2013 году, нам на полтора года отсрочили ее вступление в действие. Время на налаживание бизнес-процессов было у всех. Если же говорить о затратах на обслуживание, то по опыту СОГАЗа могу сказать, что сейчас это около 0,1% инвестиционного дохода в год. В любом случае, не думаю, что для страховщиков затраты на спецдепы будут неподъемными.
Источник: Коммерсантъ-Деньги, №21, 01.06.15
Автор: Гришина Т.
< Предыдущая | Следующая > |
---|