Страховщики убоялись музейных страхов
Крупнейшие страховщики готовятся повысить свои цены на услуги в российских музеях. Это связано с грядущим сокращением полицейской охраны: с 1 ноября из-за сокращения штатов МВД ее лишатся крупные федеральные музеи, включая Эрмитаж. Полицию предложено заменить частными охранниками. Минкультуры обратилось к президенту Владимиру Путину с просьбой отменить реформу, опасаясь, что к системам безопасности музеев получит доступ слишком широкий «круг лиц».
О возможном повышении цен на страхование экспонатов в российских музеях «Ъ» рассказали в нескольких крупных компаниях. «Если качество охраны ЧОПов окажется ниже существующего уровня полицейской охраны, страховщики будут вынуждены задуматься о повышении тарифов», – говорит начальник отдела страхования культурных ценностей «АльфаСтрахования» Андрей Куча. Страховщики связывают свои действия с грядущим сокращением штатной численности МВД на 10%: согласно указу президента России Владимира Путина, будут уволены сотрудники вневедомственной охраны на стационарных постах, в том числе и в музеях. В Государственном Эрмитаже на этой неделе получили уведомление, что охрану снимут с 1 ноября: полицию предложено заменить частниками.
Как рассказал «Ъ» начальник отдела страхования выставочных и ценных грузов «Ингосстраха» Мирко Мудринич, по инструкциям Минкульта музеи обязаны страховать экспонаты в случае их вывоза на выставки, при этом в полисы включат и риск вандализма. «Все основные московские и петербургские музеи страхуют вывозимые экспонаты на полный период, «от гвоздя до гвоздя», – говорит господин Мудринич. В «Ингосстрахе» предрекают, что в случае «отмены полицейского сопровождения экспонатов вырастает рисковая составляющая» и «страховщики будут вынуждены поднять тарифы». Насколько они вырастут, опрошенные «Ъ» эксперты сказать затруднились, уточнив лишь, что сейчас страхование музейных ценностей обходится максимум в 0,1% от стоимости коллекций. В качестве примера крупной выплаты на рынке приводят возмещение «Ингосстрахом» в 2000 году одному из столичных музеев более $1 млн за повреждение работы Рембрандта во время выставки в США.
Отметим, что в 2009 году музеям уже ограничивали возможности использования охранников, но тогда, наоборот, им было запрещено пользоваться услугами частных структур. После жалоб музеев на дороговизну постов вневедомственной охраны Минкульту удалось добиться поблажек, и учреждениям разрешили нанимать частников. Но сейчас, как ранее признавал глава Минкульта Владимир Мединский, услуги таких постов дешевле частных охранников. По словам директора Музея современной истории России (бывший Музей революции) Ирины Великановой, услуги ЧОПов обойдутся музеям минимум вдвое дороже. Исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев сетует, что в региональных музеях частную охрану нанять иногда просто невозможно – «зачастую там есть единственный полицейский пост на несколько деревень». Госпожа Великанова сказала, что обеспечить должную безопасность ЧОПы вряд ли смогут и в городах, посетовав, что в ее музее «хранится более 1 млн ценных экспонатов», в том числе оружие и драгметаллы.
Владимир Мединский на совещании с музейными работниками в июле 2015 года предложил последним протестовать против снятия полицейских постов в их учреждениях. Сам министр 30 июля написал обращения к президенту Владимиру Путину и главе МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой не сокращать посты. Об этом говорится в ответе министра главе комиссии по культуре петербургского парламента Максиму Резнику (письма есть у «Ъ»), который в июне предлагал Минкульту разрешить музеям и библиотекам через суд принуждать управление вневедомственной охраны при МВД к заключению договоров об охране.
По словам господина Мединского, в 62 музеях Минкультуры хранится 27 млн «бесценных художественных сокровищ и исторических артефактов», при этом треть учреждений удалены от городов. «Ликвидация постов полиции в этих музеях может иметь непоправимые последствия», – сообщал министр. Господин Мединский также высказал опасение, что к системам безопасности учреждений получит доступ «неконтролируемый круг лиц и организаций» из охранных структур. Директор Пермской государственной художественной галереи Юлия Тавризян говорит, что музеи обязаны нанимать частную охрану на открытых торгах, где «побеждает самый дешевый, а не самый надежный», и потому «система музейной охраны становится известной все большему числу людей». Вчера господин Мединский заявил телеканалу «Россия 1», что планирует лично обсудить вопрос о сокращениях с Владимиром Колокольцевым.
В музейном сообществе обеспокоены и бездействием охранников во время недавнего погрома в Манеже. Напомним, 14 августа около десятка так называемых православных активистов разгромили выставку «Скульптуры, которых мы не видим», повредив работы скульптора Вадима Сидура. Охрана Манежа не противостояла погромщикам, лишь вызвав полицию. Руководство нескольких крупных учреждений (в том числе ГМИИ им. А.С. Пушкина и Третьяковской галереи) вчера опубликовало письмо с требованием «защитить их от вандалов». Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сетовал, что частные охранники имеют полномочия куда меньше полицейских – в частности, лишь последние имеют право «выкинуть человека за шкирку на улицу». Однако Андрей Куча из «АльфаСтрахования» говорит, что охранники Манежа вполне могли «оттеснить агрессивных посетителей и изолировать экспонаты, не прибегая к силовому задержанию».
Отметим, что большая часть сокращаемых со стационарных постов сотрудников полиции может перейти на работу во ФГУП «Охрана». Не исключено, что музеям будет достаточно услуг этой военизированной структуры МВД, чьи сотрудники имеют право применять огнестрельное оружие, «пресекать преступления и правонарушения» и доставлять в полицию нарушителей. Таким образом, заключает источник «Ъ» в полицейских кругах, новые правила могут обернуться для музеев лишь повышением расходов на охранные услуги.
Источник: Коммерсантъ, №150, 20.08.15
Авторы: Воронов А., Гришина Т., Пушкарская А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|