|
Жить будем
Россияне стали активнее интересоваться страхованием жизни и тратить на него больше денег. В 2014 году полисы приобрели 7,4 миллиона человек и 77 тысяч компаний. Интересно, что вкладывать деньги в страхование россиян заставляет не столько опасение, что на голову может неожиданно свалиться кирпич, сколько желание позаботиться о будущем: своем и близких.
За шесть месяцев 2015 года граждане потратили на страхование жизни 52,2 миллиарда рублей. Это на 14,6 процента больше, чем за то же время в прошлом году. При этом премия, то есть сумма, которую клиент платит при заключении договора, в расчете на одного жителя страны за последние пять лет увеличилась в семь раз: со 110 до 755 рублей. Такие цифры были названы на конференции «Страхование в зеркале СМИ».
«Основным драйвером роста в течение последних пяти лет было кредитное страхование жизни, – говорит председатель комитета по страхованию жизни Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Максим Чернин. – Банки выдавали большое количество кредитов и попутно страховали заемщиков, чтобы иметь гарантию возврата своих денег. Но в конце 2014 года и начале 2015-го вместе с резким снижением кредитования населения этот сегмент показал отрицательную динамику».
Зато в рост пошли другие виды страхования жизни. В первую очередь, инвестиционное и накопительное.
Такие программы позволяют не только застраховать жизнь, но и заодно сохранить и приумножить деньги. Договоры в этих случаях заключаются на длительный срок – больше 10 лет. Человек делает взносы раз в полгода или год, страховая компания инвестирует эти деньги. Когда срок договора истекает, человек получает на руки определенную сумму. В случае смерти страховка выплачивается родственникам с дополнительной компенсацией.
«Накопительное страхование жизни с 2011 по 2014 годы показало почти трехкратный рост. А премии по инвестиционному страхованию жизни за это время выросли в 18 раз», – констатировал Чернин.
Рисковое страхование жизни, то есть страхование непосредственно от несчастных случаев, в России пока практически не развивается. Хотя, по мнению экспертов, у этого сегмента хороший потенциал. На рынке сейчас начинают появляться новые продукты: страхование от критических заболеваний или на случай, если человеку потребуется лечение за границей. Рано или поздно россияне их оценят, уверены эксперты.
В этом году сегмент страхования жизни, по их прогнозам, может вырасти еще на 5–10 процентов. Это хорошие темпы. Хотя, если сравнивать с другими странами, по уровню проникновения страхования жизни Россия еще в начале пути. Такого нельзя сказать о развитии мошеннических схем на этом рынке. По словам гендиректора СК «ППФ Страхование жизни» Сергея Перелыгина, злоумышленники в России ежегодно пытаются выкачать из страховых компаний около 1,5 миллиарда рублей. «Иногда клиенты самостоятельно наносят себе увечья. Но чаще всего речь идет об организованных группировках, где имеет место сговор с сотрудниками МВД и врачами. Как следствие, фальсификация документов, – поясняет он. – Выявлять такие схемы и бороться с ними очень сложно».
С каждым годом деятельность аферистов набирает обороты. При этом одним из последствий роста числа мошенничеств является рост тарифов, говорят эксперты. Другой «побочный эффект» – увеличение сроков выплаты страховых сумм. «Нам приходится более внимательно относиться к этой процедуре, что не способствует ускорению процесса», – констатирует Перелыгин.
Кстати
Банк России зафиксировал рост количества жалоб на страховые компании. За 8 месяцев 2015 года регулятор принял 25,7 тысячи таких обращений. Из них 709 жалоб было в отношении страховщиков жизни, сообщил экономический советник Службы ЦБ РФ по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Александр Коланьков.
По итогам всего прошлого года жалоб на страховщиков поступило лишь 24 тысячи. При этом претензий к компаниям, занимающимся страхованием жизни, было чуть больше 480.
Источник: Российская газета, №236, 20.10.15
Автор: Кривошапко Ю.
< Предыдущая | Следующая > |
---|