Представители металлургических предприятий разошлись во мнениях с участниками страхового сообщества в вопросах подготовки введения в РФ в действие закона об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов (ОПО). Эта проблематика обсуждалась в четверг в Торгово-промышленной палате (ТПП) на заседании круглого стола, организованном по инициативе комитета ТПП по металлургии.

.

 

На заседание были приглашены представители Минфина РФ, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), представители промышленных предприятий – владельцев опасных объектов и ведущих страховых компаний.

Представитель комитета ТПП Евгений Брагин выступил с критикой предложенных Минфином тарифов по новому виду страхования.

Он сообщил, что силами ТПП был проведен опрос 20 тыс. предприятий – опасных объектов, на которые приходится 5% всех предприятий, которые подлежат страхованию по закону об ОПО. В ходе опроса комитетом ТПП были получены данные, которые позволили его представителям ставить вопрос о неправомерном завышении тарифов. Кроме того, предприниматели выразили сомнение в том, что на самом деле 80% собранных премий могут быть направлены на организацию выплат по ОПО. По прикидкам специалистов ТПП, объемы средств, направляемые страховщиками на возмещение, вряд ли превысят 27% собранных премий.

Е.Брагин обратился к представителям Минэкономразвития с просьбой проведения «оценки регулирующего воздействия комплекса документов, которые готовятся к ОПО».

Представитель комитета ТПП выразил сомнение относительно адекватности тарифов в ОПО и сослался на отсутствие адекватной статистики по виду страхования, который до сих пор в полном объеме никогда не осуществлялся в России. Он также высказал сомнение в том, что страховщики успеют за оставшееся время до введения закона в силу подготовиться к его реализации и заключить договоры с 360 тыс. предприятий, которые относятся к категории опасных в РФ.

Е.Брагин высказался за отсрочку на один год введения в действие закона об ОПО. Как сообщалось ранее, закон об ОПО вступит в силу для коммерческих предприятий с 2012 года, для государственных – с 2013 года.

Представители промышленного сообщества в ходе обсуждения высказывали сомнения в том, что страховщики ОПО в настоящее время представляют себе ситуацию на конкретных производствах.

Представитель комитета задал вопрос, почему российские законодатели не ввели прямую форму ответственности по возмещению вреда пострадавшим в связи с авариями на опасных объектах. При этом, как полагает представитель ТПП, в этой конструкции страховщики были бы излишними, а предприятия России не тратили бы лишних денег.

В ходе обсуждения вопроса о тарифах вице-президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Светлана Гусар сообщила, что в ходе обсуждения с Минфином РФ первоначальных величин тарифов, рассчитанных НССО, эти показатели были снижены.

«В этом виде обязательного страхования предусматриваются 260 базовых ставок для различных категорий предприятий и три коэффициента, связанных с уровнем безопасности на предприятии. Тем не менее, в первый год действия закона страховщики будут ориентироваться на коэффициент, равный единице, или применять только понижающие коэффициенты в случае адекватной организации уровня безопасности на производстве», – сказала С.Гусар.

Заместитель генерального директора «Ингосстраха», член правления НССО Николай Галушин отметил, что обсуждение законопроекта на заседании круглого стола получилось эмоциональным. Он сказал, что представители предприятий «передергивают факты».

«Во-первых, страховой тариф по ОПО был рассчитан сложнейшими актуарными методами на базе существующей статистики, предоставленной МЧС и Ростехнадзором. Расчеты неоднократно перепроверялись Минфином РФ», – сказал он.

«Во-вторых, страховщики, претендующие на участие в ОПО, уже много лет страхуют предприятия по давнему и несовершенному закону о промбезопасности и закону о гидротехнических сооружениях, а следовательно, знают положение дел на предприятиях», – добавил представитель «Ингосстраха».

Н.Галушин обратил внимание на полную невозможность представить и обосновать расчеты по такому риску, как нарушение условий жизнедеятельности граждан в результате аварии. Он подчеркнул, что данная новация закона направлена на защиту пострадавших в аварии.

Комментируя предложение промышленников о наложении обязательств по выплате пострадавшим после аварии на опасные предприятия без участия страховщиков, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим заявил: «Об этом законе вообще не шла бы речь, если бы сообщество промышленников добровольно создало гарантийный фонд, из которого можно было бы осуществлять компенсации при наступлении техногенных аварий. Тем не менее, мы видим ситуацию, когда законопроект об ОПО обсуждается уже 10 лет, а предприятия, которые имели все возможности обеспечить гражданам гарантии, в добровольном порядке этого не делают. В результате при наступлении тяжелейших аварий за них расплачивается государство, которое вынуждено оказывать помощь пострадавшим от действий бизнеса из средств бюджета».

Президент НССО Андрей Юрьев отметил, что «расчету тарифов в ОПО предшествовала кропотливая и тяжелейшая работа по сбору данных и учету факторов как на национальном, так и на международном рынке». Он напомнил, что по данным МЧС, размер государственной помощи из бюджета на ликвидацию техногенных катастроф и аварий по итогам 2009 года составил 62 млрд рублей. Партнерами государства в деле возмещения ущерба гражданам могли бы стать российские страховщики, убежден А.Юрьев.

Президент НССО подчеркнул, что в расчете тарифов приходилось учитывать факторы, которые невозможно «взвесить». Он напомнил недавние события в Одинцово, где в результате взрыва газа на станции пострадали два пятиэтажных дома. Власти вынуждены были переселить 400 человек и проводить работы по восстановлению жилья за свой счет. Такие убытки перед вступлением в силу нового закона просчитать невозможно. НССО создал специализированный федеральный информационный ресурс, в котором аккумулируется статистика по всем аварийным ситуациям на опасных предприятиях РФ. Страховщики ОПО должны будут в 5-дневный срок после заключения договора ОПО представить госорганам данные по заключенному договору.

Источник: Финмаркет, 15.07.11