Риски невозврата валютной выручки выставят на рынок
Минэкономики с подачи страхового бизнеса намерено уравнять статус выплат коммерческих страховщиков и Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Таким способом регулятор и компании надеются решить проблему ужесточения с 1 марта контроля за репатриацией валютной выручки экспортеров и одновременно расширить их доступ к страховым продуктам. Предложение поддержали Минфин, ЦБ, ФНС и ФТС. После появления у экспортеров возможности страховать риски неполучения выручки по внешним контрактам в любой компании страховщики смогут претендовать на существенную часть доходов ЭКСАРа.
Минэкономики занялось темой расширения доступа экспортеров к продуктам коммерческих страховщиков. Министерство предлагает внести поправки к закону о валютном регулировании, которые уравняют «в правах» выплаты страховщиков и ЭКСАРа. Инициатором этого стал «Согаз», который намерен поучаствовать в разработке программы субсидирования части страховой премии при страховании экспортных кредитов и контрактов коммерческими страховыми компаниями. Страховщик утверждает, что в настоящее время такое страхование является «нецелесообразным» для клиентов. Дело в том, что российский экспортер, получивший выплату от страховщика за срыв поступления валютной выручки, может быть признан нарушителем валютного законодательства — резидент может считаться исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки только при получении выплаты от ЭКСАРа.
Страхование рисков будет более чем востребовано экспортерами для подтверждения срыва сроков оплаты поставки контрагентом (и, как следствие, не репатриации выручки в срок) уже в ближайшем будущем — после отмены паспортов сделок. Сейчас в паспорте указывается лишь крайний срок исполнения контракта, но с 1 марта 2018 года экспортеры должны будут сообщать банкам сроки оплаты каждой партии товара.
Партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин поясняет, что сейчас можно предъявить претензию покупателю или подать иск с целью доказать, что были предприняты все возможные действия для получения денег. При этом пока экспортеров сложно привлечь к ответственности.
Концептуально ФТС согласовала идею при условии обеспечения Банком России контроля «за последующим получением страховыми организациями денежных средств от нерезидентов», сообщили “Ъ” в службе. Там пояснили, что сейчас при проведении проверок соблюдения валютного законодательства «принимается во внимание претензионная переписка между контрагентами по экспортным контрактам, включая подачу исковых заявлений в судебные органы в отношении нерезидентов». Идея нашла поддержку в Минфине, ЦБ, ФНС. «В выигрыше и экспортеры, и страховщики, которые могут предлагать более выгодные условия страхования соответствующих рисков»,— сказали “Ъ” в налоговой службе.
В СОГАЗе “Ъ” заявили, что коммерческие страховщики готовы оказывать услуги по страхованию экспортных кредитов. «Мы заинтересованы в разработке программы, которая откроет этот рынок для коммерческих страховщиков»,— говорят в пресс-службе страховщика. Как пояснил “Ъ” глава отдела развития программ страхования международных клиентов страхового брокера «Марш» Алексей Фомичев, у ЭКСАРа существует жесткое требование по наличию российской составляющей в экспортной продукции, не весь экспорт может быть защищен, поэтому экспортеры все же пользуются услугами страховщиков. «В любом случае такое изменение повысит доступность страховой услуги»,— считает Алексей Фомичев.
По словам президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, сейчас защита страховщиками рисков в торговых сделках особенно распространена в фармацевтике и торговле бытовой электроникой. «Разница между ЭКСАРом и коммерческими игроками — в суммах и сроках,— говорит господин Юргенс.— Страховщики, как правило, не идут в длинные инфраструктурные проекты. Эта норма даст возможность страховщикам работать на равных условиях с ЭКСАРом».
Примечательно, что не противятся идее и в Российском экспортном центре (РЭЦ, ЭКСАР входит в его группу). Исполнительный директор группы РЭЦ Алексей Тюпанов сказал “Ъ”, что в центре «считают важным шагом развитие коммерческого рынка экспортного кредитного страхования». По его словам, таким же образом развивался в свое время европейский и американский рынок. «Для целей валютного контроля и работы с иностранными партнерами будет важна финансовая устойчивость российского страховщика. Учитывая специфику российского экспорта и сложные рынки с точки зрения рисков неплатежа покупателей, не все риски можно будет размещать в перестрахование, и страховщику придется держать много ответственности у себя на балансе без перестраховочной защиты»,— говорит он. По его словам, прежде всего речь идет о страховании портфелей краткосрочной дебиторской задолженности, а для развития машиностроительного экспорта требуются другие, более сложные инструменты, реализуемые именно государственным экспортными кредитными агентствами.
По оценкам участников рынка, изменения могут дорого обойтись ЭКСАРу. «В части выручки ЭКСАРа доля, приходящаяся на классическое страхование экспортных кредитов, составляет более 60%. По нашей оценке, на эту долю и смогут претендовать страховщики»,— говорит Алексей Фомичев из «Марша». По данным РЭЦ, объем застрахованного ЭКСАРом экспорта за девять месяцев 2017 года составил $7,4 млрд. В 2016 году страховая премия агентства на фоне страхования проекта «Ямал-СПГ» выросла в 11 раз и составила 26,5 млрд руб. (годом ранее — 2,4 млрд руб.).
Источник: Коммерсант, 10.01.2018
< Предыдущая | Следующая > |
---|